Тахосервис e
Тел.: (044) 587 89 89, (050) 388 48 80; г. Киев, ул. Малинская 1; email:
3333
Публикации
bammers

Тепло в кабине — роскошь или экономия?

()

Законодательством стран ЕС и Польши запрещена эксплуатация магистральных грузовиков полной массой свыше 15,9 т, не имеющих автономных отопителей.

 


 За последние 10 — 12 лет на украинском рынке появилось большое количество разнообразных автономных отопителей. Это предпусковые жидкостные подогреватели отопители (жидкостные отопители) и автономные воздушные отопители. Последние — для коммерческих автомобилей, о которых пойдет речь, получают все большее распространение, переходя из разряда роскоши в разряд экономически целесообразной необходимости.

Лет 10 назад мне довелось жить рядом с таможней, которая находилась в то время в Киеве на ул.Жилянской. Полтора-два десятка большегрузных автомобилей постоянно ночевали тог-да возле таможни. И если в летнее время этот факт не беспокоил никого из жильцов окрестных домов, то в зимнее время это доставляло немало неудобств. Чтобы не замерзнуть, ночуя в кабине грузовика, водители не выключали двигатели на ночь. А жильцам, помимо постоянного шума, приходилось дышать выхлопными газами, скапливающимися и повисающими серым смогом между домов.

Кстати, даже в России Правилами дорожного движения запрещается остановка транспортных средств на время более 5 минут и стоянка с работающим двигателем, в том числе и в местах, специально оборудованных для ночлега и отдыха. Аналогичные запрещения действуют во многих странах, в частности, у наших ближайших соседей — в Белоруссии и Польше.

Подобные, постоянно повышающиеся требования к экологии и шуму, а также постоянно растущие цены на топливо делают такие ночевки неоправданно дорогими. 5_10 литров солярки, сжигаемых в моторе грузовика за час работы на холостом ходу, умноженные на 8-10 часов зимнего времени, когда двигатель работает исключительно на обогрев кабины, выливаются в весьма кругленькую сумму. Прогрев же на холостых оборотах вреден для любого двигателя, особенно дизельного. Отложения нагара, "залегшие" поршневые кольца, закоксовывание форсунок, более частая замена свечей, проблемы с турбокомпрессором — все это спутники длительной работы мотора на холостом ходу. Помимо того, только прямые затраты, связанные с прогревом кабины грузового автомобиля составят минимально 1500 — 1800 евро по топливу, и 350 — 400 евро по моторесурсу двигателя (без учета того, что один запуск двигателя при температуре воздуха -15 градусов за Цельсием по износу двигателя равнозначенпробегу 500 км!).

Можно долго перечислять преимущества автомобиля, оборудованного автономным отопителем: это и высокий комфорт на рабочем месте водителя, дающий возможность водителю хорошо отдохнуть и просушить отсыревшую одежду, и незамерзшие стекла, уменьшающие вероятность аварии за счет улучшенной обзорности. А если учесть еще и отсутствие риска возгорания в кабине и отравления угарным газом, возникающего при использовании в качестве обогревателя обычной газовой плитки?! Как не крути — а с отопителем и дешевле, и безопаснее.

Когда перевозчик уже морально созрел до приобретения автономного отопителя, у него возникает соблазн мнимой (почему мнимой — мы расскажем далее) экономии на его приобретении и установке. Судите сами — приобретение и установка нового 2-киловаттного отопителя обойдутся примерно в 1000 евро с гарантией на два года, а более старой модели, долгое время бывшей в употреблении, почти вдвое дешевле — примерно 600 долларов (с не оченьприятной перспективой дополнительных затрат денег, времени и нервов на его ремонт). Многие так и поступают.

Для того, чтобы объяснить неразумность подобного решения нам придется отвлечься на объяснения устройства работы и принципа действия автономного отопителя.

Ведущие производители современных отопителей фирмы "Эберспехер" и "Вебасто" тратят ежегодно сотни миллионов евро на разработку новых моделей отопителей, их совершенствование и повышение экономичности и безопасности использования. На первый взгляд, все гениальное — просто. Так и принцип действия автономных отопителей. Как следует из названия, прибор не зависит от двигателя. В камеру сгорания поступает топливо. Здесь оно поджигается специальной свечой. Тепловая энергия через теплообменник прогревает холодный воздух, который затем направляется в салон. Не правда ли, в принципе действия есть что-то знакомое? Ну, конечно: нечто подобное можно увидеть в "Запорожце" (напомню, у него автономная "печка") и на армейских машинах, укомплектованных предпусковыми подогревателями. В отличие от "запорожского" отопителя, ненадежность которого стала притчей во языцех, приборы зарубежных фирм сделаны на совершенно ином, современном техническом уровне с применением чуть ли не космических технологий. Они редко ломаются, практически не требуют обслуживания и управляются электронными блоками. Умный агрегат все сделает сам, и, обеспечив нужную температуру, переходит в режим малого потребления топлива. Если хозяина долго нет, скажем, раздумал отправляться в путь, аппарат автоматически выключается.

Нынешние автономные обогреватели отличаются от своего прародителя, устанавливавшегося в "запорожцах", примерно так же, как виноград отличается от бузины. Для точного соблюдения всех параметров работы современного отопительного устройства погрешность в зазорах деталей измеряется теперь в сотых долях миллиметра, а вовсе не в сантиметрах. Электронные блоки контролируют процесс подогрева воздуха по множеству параметров, исключая возможность возникновения любых нештатных ситуаций.

(новы модели отопителей)

(старые модели отопителей)


Вот тут_то и пришло время поговорить о правильности выбора между новым и б/у отопителем. Знаете ли вы, что делают богатые со старыми лошадьми? Если вы ответили "пристреливают", то не знаете! Богатые продают старых лошадей бедным, у которых они умирают. Примерно та же ситуация обстоит и с отопителями. Одним из главных устройств, обеспечивающих качественную работу прибора, является нагнетатель воздуха. Его рабочие обороты достигают 5000/мин. Естественно, что ресурс работы такого компактного электродвигателя в старых моделях ограничен 3500 рабочими часами. В самых современных отопителях ресурс электродвигателя превышает 5000 часов, что еще раз свидетельствует в пользу приобретения новых современных моделей. В то же время в Германии существует закон, ограничивающий срок эксплуатации котла отопителя 10 годами, вне зависимости от количества отработанных часов. Догадываетесь, каково происхождение отопителей, предлагаемых вам в качестве подержанных?

Как правило, большинство подержанных отопителей сохраняют работоспособность, хотя некоторые из них уже успели побывать в руках украинских "кулибиных". И хорошо еще, если результатом такого несанкционированного вмешательства в работу прибора не стала закупорка воздушных каналов герметиком, отключение электронных блокировок, или спиленный напильником датчик Холла.

В случае подобного вмешательства очень редко удается спасти отопитель, как и везде, неквалифицированный "дешевый" ремонт приводит к гораздо большим затратам и, как показывает опыт, происходит это в самый неподходящий момент. Точно так же, как в любом двигателе внутреннего сгорания, качество и эффективность работы прибора зависит от соотношения количества воздуха и количества сгораемого топлива. С той только разницей, что в случае с автомобильным двигателем можно определить неправильность регулировок по звуку работы двигателя, его дымности, разгонной динамике и еще множеству параметров. В случае с отопителем подобная диагностика весьма затруднена из-за того, что все происходящее в нем сокрыто от глаз. Для того, чтобы правильно диагностировать неисправность, необходимо сложное, дорогостоящее оборудование и изрядный опыт.

Весьма часто к специалистам по ремонту отопителей обращаются с просьбой разблокировки электронного блока управления отопителем. Подобная блокировка включается при многократных безуспешных попытках запуска обогревателя, которые, в свою очередь, сигнализируют о неисправностях. В лучшем случае такие неисправности могут вылиться в сотню евро, в худшем — сделают последующий ремонт экономическинецелесообразным. Более того — все известные возгорания кабин автомобилей по причине неисправности обогревателя вызваны несанкционированным вмешательством в его работу. Поверьте, экономия от покупки подержанного отопителя может не только оказаться мифической, но и привести к трагедии!

В продолжении этой статьи мы расскажем о принципах работы отопителей, а также о правилах их выбора и установки, особенностях их профессионального монтажа, типичных поломках и методах профилактики.

Материал подготовлен при содействии специалистов сервисного центра "Тахосервис" (CПД Гордийчук). Новые модели отопителей Старые модели отопителей



2008 год
kar
ТахоСервис 2009