Тахосервис e
Тел.: (044) 587 89 89, (050) 388 48 80; г. Киев, ул. Малинская 1; email:
3333
Публикации
bammers

Тахограф: новый взгляд на старого знакомого

()

Тахограф в автомобиле выполняет примерно те же функции, что в самолете т.н. «черный ящик» – непрерывно записывает данные о движении и работе автомобиля. Большинство перевозчиков относятся к нему как к неизбежному злу – прибор дорогой и сложный в ремонте. Однако мало кто задумывается о том, что опыт государств, где применение тахографов является обязательным, убедительно доказывает, что его наличие на автомобиле способствует развитию у водителей навыков безопасного и экономичного управления. Аварийность снижается в среднем на 25—30%. Исключаются конфликты между водителями и инспекторами. При расследовании причин аварий можно с секундной точностью восстановить ход событий и избежать ошибочных обвинений. Обработка записей на диаграммных дисках позволяет автоматизировать учет работы водителей и автомобиля, а также оптимизировать их работу и снизить эксплуатационные расходы.

тахографы

Возрастающие объемы грузовых и пассажирских международных перевозок в Европе привели к необходимости согласования законных интересов различных групп (владельцев грузов, перевозчиков, страховых компаний, водителей, организаций, контролирующих перевозки, и т.п.). 1 июля 1970 года в Женеве было заключено Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств ЕСТР (AETR), производящих международные автомобильные перевозки. Согла шение создало условия для свободной конкуренции европейских транспортных компаний; был принят единый регламент труда и отдыха водителей. Например: время управления автомобилем в неделю не более 45_ти часов, время непрерывного вождения не более 4,5 ч., время управления в сутки не более 9 ч при минимальном перерыве 45 мин. В 1978 году Советский Союз поставил свою подпись под этим соглашением. На территории Украины это соглашение было ратифицировано 7 сентября сего года, что должно (после принятия соответствующих законов) улучшить безопасность движения на дорогах и условия труда водителей.

Тахограф  представляет собой бортовое электронное контрольно-измрительное средство,  станавливаемое вместо спидометра или вместе с ним, предназначенное для непрерывной индикации и регистрации скорости движения, пробега, периодов труда и отдыха водителя. Принцип работы тахографа основан на обработке электрических сигналов, поступающих с импульсного датчика пути/скорости, устанавливаемого на коробке передач. Переключение режимов работы тахографа осуществляется автоматически или при необходимости вручную. Параметры автоматически регистрируются на персональном диаграммном диске для каждого водителя.

Внимательное изучение этого диска может рассказать немало интересного как самому водителю, так и владельцу автомобиля. Глядя на отметки, проставленные тахографом на диаграммном диске, можно определить, что водитель превышает скоростной режим, или, например, не умеет правильно выбирать ритм (стиль) движения в зависимости от дорожной обстановки.

В то же время, исследуя диск, можно увидеть примеры применения водителем экономной техники вождения: такой технике наиболее соответствует рисунок 1.

Внимательное изучение и анализ диаграммных дисков позволит водителю своими глазами увидеть огрехи в управлении и изменить стиль движения. А это, в свою очередь, дает возможность снизить расход горючего на 15—25%, увеличить пробег шин почти вдвое, а также в полтора-два раза уменьшить износ тормозных колодок. Экономия от такого стиля вождения за год может составить весьма немалую сумму.

Следует помнить о том, что, в отличие от «черного ящика», тахограф не переживет падения с высоты в несколько тысяч метров, температуры в полторы тысячи градусов по Цельсию и… неквалифицированного ремонта.

Этот сложный высокотехнологичный прибор не может быть качественно отремонтирован кустарным способом. Первой причиной тому – отсутствие запчастей к нему в свободной продаже. Производить ремонт тахографа необходимо только на специализированном сервисе, где имеются сертифицированные специалисты, инструмент, специальное оборудование и необходимые для пломбировки прибора клейма.

Неправильная работа прибора, отсутствие необходимых пломб в нужных местах приводят не только к штрафам, вомного раз превышающим «экономию» от неквалифицированного ремонта, но и создают негативное отношение контролирующих структур к перевозчикам, допускающим такие нарушения.

Представьте ситуацию, когда водитель, решивший сэкономить на ремонте тахографа, отремонтировал его у гаражного «Кулибина» за небольшую сумму денег. Дату прохождения периодической проверки исправил ручкой и отправился в путь, в какую либо из стран Европы.

Разовая сумма штрафа только за должным образом неопломбированный тахограф может превысить сумму квалифицированного ремонта в специализированном сервисном пункте, у специалистов, имеющих право ремонтировать данные тахографы. Даже в Европе далеко не все пункты сервиса тахографов имеют право производить серьезный ремонт, и в большинстве случаев, ограничиваются заменой лампочек, ручек, стекла тахографа. Для ремонта остальных поломок специалист, выполняющий ремонт, должен иметь допуск производителя тахографов (сертификат на право ремонта), который необходимо подтверждать каждые 2 года. Как и во всех сложных механизмах справедливо утверждение, что не выполненный вовремя мелкий ремонт приведет в дальнейшем к дорогостоящим затратам на ремонт связанных с поломкой механизмов. Например, отсрочка в замене ленточного кабеля в одной из самых распространенных моделей тахографов может привести к преждевременному выходу из строя часов (эффект «выгоревшей розетки»), разбитая фишка датчика тахографа или поврежденный бронированный кабель – к замене датчика.

Если прибор неисправен, зарубежный транспортный инспектор может не допустить дальнейшее движение автомобиля до устранения неисправностей т.е. отправить на ближайший европейский специализированный сервис (с гуманными европейскими ценами) не совсем добровольно.

Такое внимание к работе тахографа объясняется тем, что он является одним из главных элементов обеспечения безопасности движения автомобиля. Данные с тахографа получают такие системы, как АВS, ASR, АКП, ограничитель скорости и другая электроника, обеспечивающая безопасное движение. В том числе данные с тахографа бортовой компьютер использует для оптимизации режимов работы двигателя, обеспечивая экономичность и долговечность его работы.

Попав в ДТП, в котором по нашим правилам виноват водитель другого транспортного средства, он может лишиться права получения страхового возмещения, поскольку тахограф не исправен или не опломбирован в соответствии с требованиями закона. Ведь с точки зрения страховой компании, в этом случае водитель не имел возможности получать достоверные данные о скорости движения автомобиля. Едва ли стоит сравнивать возможный ущерб от подобного происшествия с суммой призрачной «экономии»!

Надеемся, что вы сможете взглянутьна этот прибор по_новому и станете извлекать пользу от его использования.

Материал подготовлен при содействии
специалистов сервисного центра «Тахосервис»
(СПД Гордийчук Д.А.)



2005 год
kar
ТахоСервис 2009