Тахосервис e
Тел.: (044) 587 89 89, (050) 388 48 80; г. Киев, ул. Малинская 1; email:
3333

Автономные отопители

bammers

 

 

В былые времена водитель грузовика, не оснащенного автономным отопителем, зимой во время стоянки обогревал кабину при помощи работающего двигателя. Но теперь стоимость дизтоплива сильно возросла, а машина даже на холостом ходу расходует достаточно много горючего. Да и мотор, работающий ночами на холостом ходу, зря вырабатывает свой ресурс.

Но даже если пренебречь экономикой, отсутствие отопителя на грузовике, в принципе, опасно. Ведь любая поломка, любая остановка без автономного отопителя в морозную зиму может закончиться достаточно плачевно. Понятно, что если водитель промерзнет или промокнет во время вынужденной остановки у своего грузовика, ему понадобится обогреться или высушиться. А газовая горелка в подобном случае выход очень опасный, поскольку нередко ее использование заканчивается пожаром.

Да и чисто по-житейски водитель будет чувствовать себя без отопителя достаточно неуютно. В то же время отопитель значит для водителя очень много. Например, в нашей практике произошла такая реальная житейская история. Наше предприятие установило на грузовой автомобиль воздушный автономный обогреватель Eberspacher Airtronic мощностью 2,2 кВт. Так вот, когда водитель (в начале зимы) вернулся из очередного рейса домой, там его встретили сырость и холодные батареи. В результате, пожурив жену и сказав ей, что у него в машине теплее и уютнее, чем в доме, водитель ушел ночевать в машину.

Ведь очевидно, что если отопителя нет или он работает плохо, водитель нормально не отдохнет, не выспится и отправится в дорогу уставший и раздражительный со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В настоящее время практически все грузовики, продаваемые на нашем рынке, оснащаются автономными отопителями или предпусковыми подогревателями, главная задача которых - прогреть двигатель перед запуском в холодную погоду или догреть его при движении в очень сильный мороз. Причем сейчас такие отопители устанавливаются даже на МАЗах и КамАЗах.

Но кроме них существуют и кабинные отопители («фены»), финансирование которых в большинстве автохозяйств до недавнего времени шло по остаточному принципу. И хотя в последние годы отношение к отопителям данного типа изменилось, многие руководители по-прежнему относятся к ним, как к чему-то второстепенному, нужному только водителю, да и то лишь в зимнее время. Не осознавая при этом, что это очень важное устройство, которое не только обогревает водителя, но и помогает экономить топливо, принося тем самым прибыль.

Ведь выгода от подобных устройств для автовладельцев очевидна. В этом несложно убедиться, воспользовавшись специальными «калькуляторами », имеющимися, например, на веб-сайтах производителей данного оборудования.

Подобный калькулятор позволяет быстро сравнить стоимость затрат на отопление кабины двигателем, жидкостным и кабинным отопителями. Но подобные достаточно несложные расчеты можно произвести и самостоятельно.

В связи с увеличением в стоимости перевозок доли затрат на топливо чрезвычайно важно обратить внимание на уменьшение всех «непроизводственных» расходов, обычно не замечаемых, но которые так или иначе будут включены в себестоимость перевозок (даже если явно в отчете они не будут указаны).

Двигатель любого грузового автомобиля на холостом ходу потребляет от 3 до 5 л дизтоплива в час. А без отопителя, во время стоянки в не очень холодную погоду двигатель (хочет водитель этого или не хочет) каждую ночь будет работать 4-5 часов. То есть на обогрев атмосферы и частично кабины будет затрачено от 15 до 25 л горючего, что в денежном эквиваленте составляет от 90 до 150 грн., без учета неявных потерь, связанных с износом двигателя, а также выработкой ресурса фильтров и масла. Впрочем, в любом случае греться двигателем все более нереально. Например, в Германии работа двигателя во время стоянки запрещена законом, да и в других странах такой автомобиль будет «изгоем»: коллеги на паркинге быстро объяснят водителю, что экономить на «автономке» - грех.

Но продолжим расчеты. За 24 дня такой способ обогрева обойдется в сумму от 2160 до 3600 грн. За сезон (пять холодных месяцев) - от 10 800 до 18 000 грн! То есть установка автономного отопителя Eberspacher Airtronic окупится за 2-3 месяца, а затем не один год будет приносить чистую прибыль.

Если же на автомобиле установлен жидкостный отопитель, потребление топлива может составить от 8 до 12 литров за ночь.

Минусом здесь является также сравнительно большое потребление электроэнергии, т.к. работает помпа системы охлаждения, вентилятор «печки», вентилятор отопителя, топливный насос и периодически включается свеча. Главное правило использования таких отопителей: «ночь греешь - день едешь». Иначе аккумуляторы автомобиля не будут нормально заряжены и заменить их придется гораздо раньше.

Воздушный автономный отопитель нового поколения Eberspacher Airtronic потребляет от 0,1 до 0,25 л горючего за час работы, то есть за ночь - не больше двух литров. К тому же данный отопитель потребляет существенно меньше электроэнергии, чем жидкостный - от 10 до 34 Вт, имеет большой диапазон выбора мощности обогрева (пять режимов от 0 до 2,2 кВт), а также оснащен надежной электроникой и имеет два года полноценной гарантии.

При этом если сравнить экономическую выгоду от использования отопителя Airtronic по сравнению с жидкостным отопителем, расчеты покажут, что разница в потреблении топлива составляет: в среднем 8 л - за ночь; за 24 ночи - 192 л или 1152 грн. А за 6 месяцев, только за счет разницы в потреблении топлива отопитель Airtronic практически окупит свою стоимость. Таким образом, несложно сделать вывод: даже при наличии на автомобиле жидкостного автономного отопителя, установка воздушного отопителя экономически выгодна.

И, конечно же, кабинный отопитель позволяет не только сэкономить топливо, но и удержать нормального водителя.

Тем не менее, экономию многие понимают по-своему. Даже осознав, что отопитель - вещь необходимая, владельцы грузовиков стараются любой ценой сэкономить, в том числе и на его приобретении, покупая вместо нового подержанный. Ведь дорожает все, и отопители - не исключение. Так, сейчас 2,2-киловаттный кабинный отопитель с учетом установки, в зависимости от комплектации стоит около тысячи евро (примерно на 100-150 евро больше, чем в минувшем году). В то же время, если четыре года назад стоимость «бэушного» кабинного отопителя составляла $100-200, то уже в прошлом году она доходила до $500-600.

Однако подобная экономия очень обманчива. Покупая подержанный отопитель, нужно понимать, что продают его неспроста. Обычно это происходит тогда, когда отопитель уже выработал свой ресурс или близок к этому. А запчасти к отопителям достаточно дороги. Если покупать «бэушный» отопитель за полцены, то нужно знать, что он собой представляет и чем это чревато.

Например, ресурс вентилятора, обдувающего камеру сгорания (ключевого элемента отопителя), составляет 3000 часов, что соответствует максимум пяти-шести годам работы при средней интенсивности эксплуатации. А одним из основных источников подержанных отопителей является разборка грузовиков, куда они за границей обычно попадают после 5-10 лет эксплуатации.

Естественно, при этом большая часть ресурса вентилятора уже выработана. То же самое можно сказать и о топливном насосе, который должен подавать горючее в точно дозируемом количестве, которое для кабинного отопителя составляет около 4 мл за 90 секунд работы. Как только соотношение топливо/воздух меняется, сгорание начинает происходить либо не полностью, отчего отопитель коксуется либо перестает развивать необходимую мощность.

Поэтому, покупая подержанный отопитель за $600, нужно понимать, что придется еще как минимум $100-200 затратить на его установку, даже если эти работы будут выполняться своими силами. Но за эти деньги владелец грузовика получает «бэушный» прибор старого типа с изношенными деталями. Поэтому на протяжении следующего года-двух его наверняка ожидает замена вентилятора (240 евро), топливного насоса (100 евро), а может случиться, и блока управления, и котла (260 евро). (Кстати, в случае ремонта отопителя «умельцами» его котел может коксоваться дважды за сезон.)

И если сложить стоимость всех замененных деталей, то за 2-3 года автовладельцу придется выложить за подержанный отопитель, в общей сложности, стоимость нового. Но он при этом все равно останется старым...

Новый же отопитель, приобретенный фактически за те же деньги, будет являться новой моделью с большим ресурсом, который теперь увеличен с 3 до 5 тыс. часов.

Конечно, вышедший из строя вентилятор или топливный насос вместо замены можно попытаться починить. В вентиляторе, например, прежде всего, требуется замена щеток. При этом необходимо снять крыльчатку, которая запрессована и отбалансирована. Но после ремонта посадить крыльчатку на то же самое место обычно не удается, а отбалансировать - тем более. А поэтому нарушаются зазоры и возникает биение. Соответственно, уменьшается подача воздуха. Даже если его будет подаваться на 10% меньше, процесс горения нарушится и отопитель начнет закоксовываться. Его котел будет перегреваться, но греть станет хуже. Обычно за этим следует вмешательство «умельцев», увеличивающих подачу топлива, что приводит к быстрому прогоранию или деформации котла. Ну а если «кулибины», к тому же, отключат автоматику, защищающую котел от перегрева - пожар гарантирован. Ведь при неработающем вентиляторе температура в котле возрастает очень быстро...

Что же касается стоимости реставрации вентилятора, то она составляет более 600 грн. При этом хороший специалист, прежде всего, меняет щетки, устанавливая новые из мягкого графита. С одной стороны, они не продирают коллектор, а с другой - быстро изнашиваются. Поэтому годовая гарантия, которую дает подобный мастер, рассчитана как раз на срок службы данных щеток. И через год водитель, довольный тем, что вентилятор успешно проработал обещанный год, снова приезжает к этому же мастеру и снова меняет щетки. Поэтому любому «умельцу» всегда выгоднее ремонтировать старое, чем устанавливать новое. Ведь это не только объем работ, но и клиент, который вскоре снова обратится за следующим ремонтом из-за того, что ему здесь дали гарантию. Но нормальный ремонт должен заключаться не в сиюминутной выгоде, а в том, чтобы после ремонта отопителя забыть о проблемах на длительное время.

Конечно, любая работа, в том числе и ремонт, и замена, стоит денег. Но в случае восстановления детали или использования «бэушной» следующий ремонт потребуется гораздо скорее. А машина будет простаивать и во время первого ремонта, и во время второго, и во время следующих ремонтов. Потери от простоя тоже нужно учитывать. К тому же, чем старше отопитель, тем выше вероятность выхода из строя любой его детали. Поэтому подобный ремонт его надежность в целом не увеличивает. Соответственно, никто не застрахован от того, что после ремонта того же вентилятора через 15 минут не выйдет ресурс топливного насоса, или наоборот. Хотя обычно отремонтированный таким образом отопитель подводит в самый неподходящий момент - в сильный мороз или во время ответственного рейса.

Впрочем, «бэушный» отопитель рано или поздно все равно окончательно выйдет из строя и его придется менять на новый. Или опять на старый. Если, конечно, желание повторить эпопею с ремонтом еще раз не пропадет.

Кстати, в Польше работает целая индустрия по восстановлению деталей отопителей, где это выполняется якобы на промышленном уровне. Но на самом деле это далеко не так. Например, если плунжерная пара топливного насоса имеет износ, ее замена будет стоить столько же, сколько стоит новый насос. Поэтому насосы там, в лучшем случае, калибруют. И ожидать чего-то хорошего от реставрированных таким образом деталей не приходится.

Конечно, без ремонта отопителя в любом случае не обойтись, но сделать это можно по-разному. Во всяком случае, ремонт деталей или их восстановление, прежде всего, не выгодны владельцу автомобиля. Поэтому лучше всего установить «оригинал», обратившись в специализированный сервис.

Преимущества профессионального сервиса

Как показывает практика, многие автовладецы убеждены, что специализированный сервис обходится слишком дорого и обращаться туда не выгодно. Ведь новые детали стоят намного дороже реставрированных - за тот же вентилятор придется выложить полторы тысячи гривен. А кто даст гарантию, что вскоре после замены того же вентилятора не выйдет из строя топливный насос?

Оказывается, на профессиональном сервисе могут определить и это, но только при помощи специального диагностического оборудования. С его помощью можно, в частности, протестировать блок управления и узнать, сколько часов проработал данный отопитель и сколько еще времени он сможет проработать. Соответственно, можно установить оставшийся ресурс тех или иных деталей и заменить их, не дожидаясь отказа. А тот же вентилятор можно протестировать как на оставшийся ресурс, так и на нормальную работоспособность.

В то же время при ремонте отопителя, кроме замены тех или иных деталей, не менее важно соблюсти и технологию ремонта (например, установить соответствующие прокладки, которые в нем используются одноразовые), и обеспечить длительную работу данного устройства после его ремонта. Ведь несмотря на кажущуюся простоту, отопитель - достаточно сложное устройство. Замена даже такой простой детали, как сеточка, требует определенных знаний и навыков. А взявшись за это самостоятельно, водитель может только усугубить ситуацию.

Поэтому и ремонт, и обслуживание отопителя нужно производить только в тех местах, где имеется высокий технический уровень оборудования и где не пользуются «бэушными» или реставрированными запчастями. Поскольку только такой подход в результате будет экономически выгодным.

Точно так же экономически гораздо выгоднее установить в квалифицированном сервисном центре новый отопитель с гарантией, чем покупать и устанавливать какое-то старье у «кулибиных».

Естественно, в данном случае речь идет либо о первичной установке кабинных отопителей («фенов») на грузовики, где изначально их не было, либо о замене отопителя, выработавшего свой ресурс. Ведь в последнем случае стоимость работ по его реставрации будет приближаться к стоимости нового отопителя. И если в отопителе уже вышли из строя дорогостоящие ключевые элементы (вентилятор, блок управления или котел), его во всех отношениях выгоднее заменить на новый, а не ремонтировать то ли реставрируя неисправные детали, то ли заменяя их на новые. Особенно, если этому отопителю свыше шести лет. Кстати, по немецким законам, котел отопителя должен проходить омологацию каждые 10 лет. В противном случае эксплуатировать его нельзя. А поэтому если отопителю уже больше семи лет, его ремонт экономически не оправдан.

Отличить квалифицированный сервисный центр не сложно. В нем, прежде всего, должны иметься сертификаты от производителей соответствующих отопителей, подтверждающие, что персонал прошел необходимое обучение и имеет право ремонтировать отопители той или иной марки.

Также здесь должно иметься необходимое диагностическое оборудование с соответствующим программным обеспечением. И, конечно же, в таком сервисном центре используют только оригинальные новые детали и не предлагают реставрировать те или иные элементы вместо их замены на новые. И могут доходчиво объяснить, почему этого не будут делать, хотя сервисному центру подобные ремонты, теоретически, более выгодны. Ведь при подобных ремонтах за три года человек выплачивает стоимость нового отопителя, продолжая пользоваться старым, который может выйти из строя в любой момент.

Кстати, всем этим требованиям на сегодняшний день сполна отвечает киевское предприятие «Тахосервис», где, в частности, имеется уникальное оборудование, использующее столь же уникальное программное обеспечение для диагностики блоков управления отопителей, аналогов которому в Украине просто нет. А позволяет получить подробнейшую информацию об отопителе и произвести его ремонт таким образом, что он будет безотказно служить еще долгое время.

И, конечно же, профессиональный сервис должен иметь большой склад запчастей, со всеми необходимыми деталями. Например, на складе предприятия «Тахосервис» имеется 100% оригинальных ходовых запчастей на основные отопители для всех автомобилей.

По всем вопросам, касающимся автономных отопителей, вы можете обратиться в предприятие «Тахосервис» по телефонам: (044) 592-06-80, 587-89-89.


 

 

 

Расчет топлива в простое



kar
ТахоСервис 2009